СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Умётский район, село Оржевка
Из истории села Оржевка

В документах ревизской сказки 1782 года о селе Оржевка сообщается, что это крупное село, где жило 3334 человека крепостных крестьян. Они принадлежали 23 помещикам, самым крупным из них был Михаил Голицин, имевший 944 крепостных.

В документах той же ревизии находим запись о том, что в 1771 году из «села Успенского, Оржевка тож, Кирсановской округи» были переселены крестьяне в деревню Шпикуловку (ныне село Шпикулово Жердевского района Тамбовской области).

В 30-х годах 19 века проживавший в Оржевке помещик Тишенинов открыл в своём имении частную школу с бесплатным обучением.

Первое письменное упоминание о ней относится ко 2 октября 1835 года. В этот день школу проверял штатный смотритель Кирсановского уездного училища. В своём отчете об этом посещении он отметил: «2 октября обозреваемо было частное училище в с. Оржевка у помещика Тишенинова, в коем 17 человек учащихся и обучаются по методу взаимного обучения чтению, письму и первым правилам арифметики. При экзаменах на задаваемые им вопросы отвечали хорошо и были показываемые образцы чистописания».

Детей обучал по приказанию помещика «крепостной крестьянин» из дворовых служащих. Штатный смотритель неоднократно обращался в дирекцию Тамбовских училищ с просьбой о посылке в Оржевку учителя. Но учитель не был послан, и по этой причине школа была закрыта. После отмены крепостного права, в 1862 году, крестьяне на свои средства открыли в селе школу. На третьем году существования школы в ней обучалось 15 человек.

В середине 60-х годов школа закрылась и вновь была открыта в 1868 году. В год открытия школы для неё построено деревянное здание с одной классной комнатой и тремя комнатами учительской квартиры. В 1868 году обучалось 42 мальчика и 2 девочки.

В конце 19 века в составе учащихся числилось 103 человека. В связи с существованием в Оржевке монастыря и церквей там были открыты, кроме земской, три церковно-приходских школы.

В Верхней Оржевке (Творогово) церковная школа открыта в 1885 году, она размещалась в кирпичном здании. В 1898 году в ней учился 21 человек. В средней части села церковная школа открыта также в 1885 году. В 1913 году для неё начато строительство здания, но в этот год окончено не было.
При монастыре церковная школа открыта в 1886 году.

 

   Свое название село получило от одноименной речки, вдоль которой расположилось. Протяженность Оржевки всего 16 километров. Преобладает мнение, что в её названии слово «ржавый» - намёк на мутную, желтую, ржавую воду. Однако вода в реке Оржевка нисколько не хуже, чем в других реках Уметского района. А в «Топонимическом словаре» И.К. Инжеватова присутствует другое объяснение этого наименования. Оно связано с дохристианским именем Оржай (Оржадей) – угро-финского происхождения.
   История поселений людей в нашем крае насчитывает около 40 тысяч лет. Этот период археологи называют древним каменным веком, когда главными занятиями человека были рыболовство и охота на мамонтов. Мамонтовая фауна отмечена и на нашей территории. В окрестностях Оржевки найдены части скелета мамонта.
   С конца VI тысячелетия до н.э. на Европейской части нашей страны наступил период неолита (нового каменного века). О том, что несколько тысяч лет назад на умётской земле жили люди, свидетельствуют найденные здесь каменные топоры, зернотёрки, скребок из кремня.
   Сохранилось более 30 курганов – могильных захоронений эпохи бронзы (конец III тыс. до н.э. – VI век до н.э.), найдены предметы керамики того времени.
   В VII веке до н.э. появляются кочевые скифские племена, занимавшие огромные пространства южной степи. Вблизи Оржевки найдены скифские мечи – акинаки. С середины XI века в наших степных просторах кочевали половцы, а в X-XII вв. в эпоху Древней Руси уже обосновались выходцы из русских княжеств, бежавшие от феодальных междоусобиц. Во времена нашествия татар наша территория представляла собой «дикое поле», называлась Червлёным Яром и служила в XIV веке границей между Рязанским княжеством и Ордою и между Рязанской епархией и Сарскою.
   До нашего времени дошли грамоты митрополитов Феогноста и Алексия (1334-1360), свидетельствующие, что здесь существовали русские поселения ещё в XIII веке и что по реке Вороне устроены караулы и сторожи, наблюдавшие за движением татар.
   С начала XVIII века набеги татар на русские земли прекращаются, и начинается массовое заселение края. Новопоселенцами были помещичьи, дворцовые, монастырские и государственные крестьяне, однодворцы, мелкопоместные дворяне. Еще в 1691 года в порядке пожалования Петр I даровал своему дяде Льву Николаевичу Нарышкину огромные площади земель в окружении г. Кирсанова. К слову, наш храм и выстроен был в имении Нарышкиных в 1728 г.
   Пугачёвский бунт активно затронул наш край. За всё лето 1774 года и до октября крестьяне разоряли помещичьи усадьбы. А в сентябре того года мятежники вошли в Кирсанов и окрестные села.
   После усмирения бунта, остатки пугачёвских шаек еще долго скрывались в местных трущобах и «многие неведомые люди с ружьями и рогатками» отбивали у проходящих и проезжающих имущество, «чинили смертоубийство». Недалеко от Оржевки в Кушниковой дубраве располагается древний источник святой великомученицы Варвары, у которого в специально выкопанных пещерах жили монахи-отшельники. По свидетельству старожилов, во время пугачёвского бунта отшельников прогнали поселившиеся в дубраве разбойники.